«…Взглянув на то, что смято, сметено

в очередном разбое или раже,

не утешай себя, что все равно

Природа никому о том не скажет.

Она не скажет, да… но не простит!

И час настанет: лично ли, заочно –

Она тебе жестоко отомстит!

А не тебе – так сыну. Это точно».

С. Викулов /г. Белозерск/

.

Решение задач экологического воспитания и образования населения является одним из приоритетных направлений экологической политики РФ. В Филиале ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС» вопросам сохранения экологии уделяется большое внимание.

На протяжении 2010-2015 г.г. Вологодским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводится активная работа по реализации эколого-образовательных и эколого-просветительских мероприятий для молодежи Вологодской области.

В общей сложности за период 2010-2015 г.г. проведено более 80 эколого–просветительных мероприятий: экскурсии в комплексную лабораторию по мониторингу загрязнения окружающей среды, на стационарный пост наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в г. Вологда, на метеорологическую площадку М-2 Вологда.

Экологическое сознание формируется на основе экологических знаний и убеждений. Работниками комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды (КЛМС) Филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС» под руководством начальника КЛМС Л.Н. Тимошенко ежегодно в рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», а также в течение года проводится эколого-просветительская работа с молодежью. Целью просветительской работы является формирование у молодежи представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание бережного отношения к природе родного края и ознакомление их с методами и приемами природоохранной деятельности; обучение студентов грамотно использовать полученные экологические знания на рабочих местах, в своей будущей профессиональной деятельности; формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Экологические экскурсии являются одной из форм экологического образования и воспитания, представляющие собой групповое познание окружающего мира. Экскурсионная деятельность учащихся является эффективным средством, позволяющим решить в комплексе образовательные, воспитательные задачи, развивая ученика в целом интеллектуально, нравственно, эмоционально.

Ежегодно комплексную лабораторию по мониторингу загрязнения окружающей среды и стационарный пост наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в г. Вологда посещает более 200 школьников и студентов.

11Рис. 1. Начальник КЛМС и студенты Вологодского государственного технического университета,

специальность «Комплексное использование природных ресурсов»

.

Обсуждения со слушателями во время экскурсии последствий безответственного и жестокого отношения общества к природе: загрязнение атмосферы, водных объектов, оставленный мусор, непотушенные костры, захламление территорий, прилегающих к водным объектам, вырубленные леса и др. нацеливает молодежь на борьбу за чистоту окружающей среды.

Студенты, в процессе обучения в университете, нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранных знаний. Выработка же навыков использования этих знаний в различных ситуациях на практике у студентов в большинстве случаев отсутствует. Во время экологических экскурсий студенты не только изучают различные производственные процессы, но и участвуют в них, учатся грамотно использовать полученные экологические знания на рабочих местах, в своей будущей профессиональной деятельности.

12Рис. 2. Экскурсия для школьников в комплексную лабораторию по мониторингу загрязнения окружающей среды

.

13

Рис. 3. Мастер-класс в КЛМС «Работа с кондуктометром» для магистрантов Вологодского государственного педагогического университета

.

Именно на экскурсиях наиболее широко реализуется задача формирования экологической культуры, когда учащийся находится в особой внешней обстановке, наблюдает, сравнивает, составляет правильные образы, учится видеть за словом его конкретное содержание и применение в ходе производственного процесса.

14

Рис. 4. Мастер-класс в КЛМС «Работа с психрометром» для студентов Вологодского государственного технического университета

.

Во время экологических экскурсий школьники и студенты знакомятся с работой, задачами и функциями Гидрометслужбы РФ, комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды, метеорологических станций, обзором состояния окружающей среды на территории области. Так же рассматриваются вопросы по мониторингу атмосферного воздуха и поверхностных вод суши, организации наблюдений за метеорологическими параметрами окружающей природы.

15

Рис. 5. Мастер-класс «Гелиограф. Определение периода солнечной активности» для школьников научного общества «Патриот»

.

16 17

Рис. 6. Экскурсии для школьников и студентов на метеорологическую площадку М-2 Вологда

.

В комплексной лаборатории также проходят производственную практику студенты факультета экологии ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» и естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет». Целью производственной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение практических навыков и компетенций в сфере проведения лабораторных исследований в области экологической химии, применения современных методов анализа химических загрязнений атмосферного воздуха, поверхностных вод, оценки экологической ситуации на основе комплексных показателей. На протяжении 2010-2015 г.г. производственную практику в КЛМС прошли более 40 студентов. В настоящий момент в штате лаборатории работает 3 выпускника ВУЗов, прошедших производственную практику в КЛМС.

Решение задач экологического воспитания и образования населения является одним из направлений деятельности Филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС».