С древнейших времён мореплавание было связано с погодой.

Главнейшими метеорологическими элементами, влияющими на условия плавания, были направление и сила ветра, волнение моря и штормы, горизонтальная дальность видимости и все явления, ухудшающие её: туман, облачность, осадки.

Моряков всегда очень интересует температура воздуха и поверхность моря, наличие морских плавающих льдов — айсбергов, направление и интенсивность морских течений, ледовая обстановка в высоких широтах. Важное значение имеют для мореплавания грозы и кучево-дождевые облака, из-за которых возникают водяные смерчи и сильные шквалы. В тропических водах опасаются воздействия на морские суда тропических циклонов. Погода для моряков — прежде всего фактор безопасности, а затем экономический и комфортабельный.

Влияние погоды на человека прямое и жёсткое, во многом определяющее его здоровье, деятельность и саму жизнь. Одним из примеров такого влияния является катастрофа 19 января 1965 года, произошедшая в Беринговом море. Тогда исчезли, находящиеся на промысле, средние рыболовные траулеры «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань». Погибло около 100 человек.

Комиссия по расследованию причин трагедий на основании радиограмм с погибших судов установила, что траулеры погибли в результате жестокого шторма, сопровождавшегося морозами до 21ºС и интенсивным обледенением. Поиски пострадавших судов результатов не дали, были лишь найдены вещи с «Севска» и «Себежа».

манумент

В Находке в 1973 г., в память о погибшем траулере «Бокситогорск», одна из улиц была названа Бокситогорской, а в 1979 г. на сопке Лебединая установлен монумент «Скорбящая Мать», олицетворяющий всех матерей, жён и сестер, которые ждут возвращения рыбаков из очередного рейса.

В Невельске в 1967 г. установлен мемориал «Памятник экипажам судов „Севск“, „Себеж“ и „Нахичевань“, погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту». Мемориал был повреждён в результате землетрясения  2007 г., но был реконструирован и перенесен с высокой точки над городом на берег моря.

Гибель СРТ «Бокситогорск» описана в повести «Одержимый» Владимира Санина.

Главными гидрометеорологическими параметрами, обуславливающими обледенение судна, являются: температура воздуха, поскольку температура верхних устройств судна определяется и практически равна ей; температура воды, так как слишком высокая температура воды не дает возможности быстро образоваться льду и вода стечет; скорость ветра, так как ветер определяет волнение на море, забрасывает и распределяет брызги воды по судну.

Основным по частоте и опасности для мореплавания является сильные и катастрофические обледенения от забрызгивания и заливания забортной водой при сильном ветре (более 6-8 баллов), отрицательных температурах воздуха (-10,-15ºС) и скоростью нарастания льда более 3-5 т/ч.

На дальневосточных морях 98% умеренных и сильных обледенений наблюдается при ветрах северных направлений. Наиболее вероятным обледепо синоптическим условиям местом возникновения обледенения максимальной интенсивности является тыл циклона.

В настоящее время в развитых странах погода и климат давно стали категориями экономическими. Каждый год в мире стихийные бедствия уносят около 250 000 человеческих жизней, наносят огромный ущерб имуществу.

Только статистика двух последних лет указывает, что в Дальневосточном регионе потерпели кораблекрушение 13 морских судов, 6 из них затонули, погибли десятки людей, материальный урон исчисляется миллионами долларов США.

Характерной особенностью всех случаев аварий было попадание судов в штормовые условия по причине пренебрежения информацией о погоде. Исход мог быть совершенно иным, если бы судоводители использовали рекомендации метеорологов, ориентированные на наиболее экономичный и безопасный маршрут с учетом ожидаемой гидрометеорологической обстановки и технических данных самих судов.

Для подготовки статьи использованы материалы: реферат «Виды и характер воздействия опасностей»; реферат «Окружающая среда в Европе на пороге нового тысячелетия»; Ясаманов Н.А. «Заниматательная климатология»; Астапенко П.Д. «Вопросы о погоде»; интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибель_рыбаков_в_Беринговом_мореhttp://primpogoda.ru/articles/prosto_o_pogode/komu_i_zachem_nuzhen_prognoz