Снегопад, зима — за сутки выпадает 10-15 сантиметров снега. В чём измеряется снег? В двух величинах — в увеличении высоты снежного покрова и в миллиметрах воды. Если навалило 15 сантиметров снега, то это всего 15 мм .

Высота снега (толщина снега) для средних широт в 1-1,5 метров не является чем-то удивительным — это норма осадков для климатического пояса Вологодской области.

Измеряется высота снега снегомерными рейками в сантиметрах и метрах, а содержание воды в снеге — снег просто топят и измеряют объём получившейся от таяния воды.

10 миллиметров осадков — это слой воды, если растопить выпавший снег. Свежевыпавший снег в 20 раз рыхлее воды (в 20 раз меньше плотность), следовательно, прогноз погоды обещает 20-30 см пушистого снега, если без ветра. Прирост снежного покрова в прогнозе погоды в 2 раза меньше? Это с учетом того, что снег слегка утрамбует ветром.

Снегопад в 10-20 сантиметров снега не является чем-то экстремальным, выпало 10-20 сантиметров за ночь (10-20 мм осадков) — это прошёл обычный снегопад.

Свежевыпавший снега имеет плотность всего около 50 кг/кубометр, при метели плотность снега — до 120-180 килограмма на кубометр. Хорошо слежавшийся снег имеет плотность до 0,5 (тонны на кубометр).

Снег на крышах успешно держится при скатах крутизной и в 60 градусов, ветер его навевает и пришлёпывает. Но может сойти лавиной. Так что еще неизвестно, какая крыша лучше — плоская или крутая. Эту задачу решают проектировщики и строители при расчете максимально допустимой нагрузки с учетом розы ветров. Снеговая нагрузка на крыше (снег утрамбован ветром) вполне может быть 0,5 тонны на квадратный метр (1 метр по вертикали). Поэтому обрушение крыши под снегом — старых крыш или новых крыш (на которых хорошо поэкономили — подменили материалы), балконов не является редкостью.

Производственная деятельность автомобильного транспорта, ремонтные и строительные работы и работы по содержанию дорог осуществляются на открытом воздухе и поэтому зависят от неблагоприятных явлений погоды, особенно в осенне-зимние и весенние периоды.

На большей части территории России обледенелое покрытие — гололедица, является неблагоприятным явлением погоды. При гололедице скорость движения автомобиля снижается в 2-2,5 раза, производительность автомобиля — на 30-40%, а себестоимость перевозок возрастает на 25-30%. В результате потери маневренности происходят наезды на неподвижные препятствия, столкновения, опрокидывание автомобилей (более 50% дорожно-транспортных происшествий связано с гололедицей). Скорость движения при гололедице зависит от коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, величина которого при гололедице минимальна.

Для выбора оптимальной стратегии работ при зимнем содержании автомобильных дорог, необходима фактическая метеорологическая информация и специализированные дорожные прогнозы.

Объем гидрометеорологической информации, необходимой для принятия правильного решения значителен. При переходе на профилактические меры защиты от зимней скользкости автомобильных дорог, требования к составу и детальности гидрометинформации возрастают.

Для профилактики необходима не только текущая фактическая гидрометинформация, но и прогноз изменений метеоусловий, а также дорожная информация.

Информация о погодных условиях, тенденции изменения метеорологических параметров, состоянии дорожного покрытия позволяют правильно определить вид и нормы распределения противогололёдного материала. Для повышения эффективности работ необходим постоянный контроль изменения погодных условий для принятия решений по корректировке норм. Для этих целей используют специальные дорожные станции (АДМС), с датчиками, которые контролируют концентрацию химических веществ на покрытии и температуру дорожного покрытия, температуру замерзания раствора данной концентрации. Эта информация позволяет уточнять время проведения последующих обработок противо-гололёдными материалами.

Гладкий ледяной покров также является неблагоприятным, образуясь при выпадении переохлажденных дождевых капель на дорогу с температурой ниже 0°С. В результате уплотнения свежевыпавшего снега, колесами автомашин образуется один из видов обледенения полотна дороги, получивший название снежного наката.

Ухудшение видимости из-за тумана, дымки и сильных осадков приводит к необходимости сокращения скорости движения автотранспорта. При понижении видимости до 100 м и менее движение автотранспорта прекращается.

Большая угроза для безопасности движения транспорта создается на таких участках магистралей, куда могут наплывать полосы тумана с соседних лугов, рек, озер и неожиданно ухудшать видимость как раз на уровне глаз водителя.

Зимой большие трудности для служб дорожного хозяйства создают метели, снегопады и поземки, вызывающие заносы и создающие большие потери рабочего времени. При длительном отсутствии снегоочистительной техники дороги могут стать непроезжими.

Обильные снегопады и штормовые ветры могут полностью парализовать движение на значительной территории. Благоприятные условия для переноса свежевыпавшего снега создаются в тех случаях, когда перед снегопадом на поверхности снежного покрова образовалась ледяная корка (наст).

Устойчивый сильный ветер может переносить при этом сухой снег на большие расстояния и приводить к большим заносам.

Снегопады и метели вызывают также ухудшение видимости, что приводит к замедлению движения, а иногда и к его прекращению. Скорость движения при этом существенно снижается.

При температурах -25°С и ниже осложняется эксплуатация автотранспортных средств (запуск двигателя, необходимость прогрева масла и утепление радиаторов и аккумуляторов), увеличивается расход горючего.

Согласно существующим нормам, запрещены работы на открытом воздухе без периодического обогрева (через 45-50 минут) при температуре ниже -25°С (без ветра) и -15°С (с ветром).

При температурах близких к 0°С возрастает опасность возникновения гололедицы.

Автодороги с твердым покрытием обладают большой температурной инерцией. В связи с этим при оттепели, наступающей после длительных морозов, полотно сохраняет отрицательную температуру, а при выпадении дождя или мороси на его поверхности происходит отложение льда.

Сильные и продолжительные оттепели являются неблагоприятным явлением погоды для грунтовых дорог, так как утрамбованный снег размягчается и пропитывается водой, отчего дороги становятся труднопроезжими, а на некоторых участках непроезжими совсем.

Оттепели представляют угрозу и для ледовых переправ через реки и водохранилища. При прогнозе продолжительной оттепели ледовые переправы закрывают.

Неблагоприятным является ветер со скоростью более 12 м/с. Ветер наносит серьезные повреждения защитным полосам вдоль дорог, может вызвать завалы леса на дорогах.